Вопросы-ответы
Что меняется с 1 июля 2017 года при введении электронных больничных?
Сегодня больничный лист выписывает медицинская организация только в бумажном варианте. Бланк выдается на руки застрахованному лицу, которое в дальнейшем передает его своему работодателю для расчета пособия. Работодатель, в свою очередь, заполняет отведенные для него поля листка нетрудоспособности, рассчитывает и выплачивает пособие работнику.
С 01 июля 2017 года возможен второй вариант получения больничного, который будет выглядеть следующим образом:
Медицинская организация после первичного осмотра застрахованного лица (работника) направляет запрос, удостоверенный в установленном порядке электронной подписью, в Систему Фонда социального страхования на выдачу единичного номера ЭЛН. После генерации номера, ЭЛН заполняется медицинской организацией в своей части и направляется в Систему Фонда.
Застрахованное лицо после закрытия ЭЛН получает на руки талон с идентификатором, содержащий сведения, необходимые для страхователя. Далее работник предъявляет работодателю талон «Электронного листка нетрудоспособности», а работодатель отправляет запрос, удостоверенный в установленном порядке электронной подписью, в Систему Фонда и получает доступ к ЭЛН. Работодатель производит расчет и выплату пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам на основании полученных данных.
Перевод на электронное оформление листков нетрудоспособности в одночасье осуществить невозможно, он будет происходить последовательно.
Кто будет определять электронный или бумажный больничный следует выдавать?
Согласно Федеральному закону от 01.05.2017 № 86-ФЗ с 1 июля 2017 года будут действовать оба формата больничного: «бумажный» и электронный.
Врач медицинской организации оформит больничный листок либо в печатном виде, либо в электронном виде с письменного согласия работника.
Однако, одного желания работника недостаточно. ЭЛН можно будет получить только в том случае если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
То есть, если медицинская организация– может оформить ЭЛН, а работодатель – готов принять к оплате ЭЛН.
Если застрахованному лицу оформлен ЭЛН, а страхователь-работодатель не является участником информационного взаимодействия при передаче сведений по ЭЛН. Каковы действия медицинской организации и застрахованного лица в такой ситуации.
Медицинская организация по обращению застрахованного лица аннулирует ЭЛН и выдаст дубликат листка нетрудоспособности на бумажном бланке.
Что нужно работодателю, чтобы стать участником этого взаимодействия?
Организация любой формы собственности, вне зависимости от численности работающих человек сможет участвовать в системе перехода на электронный больничный. Главные условия участия:
- обладание электронно цифровой подписью;
- заключение с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации соглашения об информационном взаимодействии;
- информирование своих работников о возможности получения и предъявления к оплате ЭЛН.
Можно ли использовать одну квалифицированную электронную подпись на нескольких компьютерах?
Да, это возможно в случае установки средств электронной подписи и соблюдения требований информационной безопасности.
Обязательна ли страхователю-работодателю регистрация на Едином портале государственных услуг (далее — ЕПГУ) для получения информации по ЭЛН?
Нет, регистрация не обязательна.
Получение информации об ЭЛН может быть осуществлено страхователем тремя способами:
- установив бесплатное программное обеспечение Автоматизированное рабочее место «Подготовка расчетов для ФСС», предоставляемое Фондом социального страхования Российской Федерации на безвозмездной основе на сайте: fss.ru.
- используя программное обеспечение специализированных операторов (1-С, Парус и др.);
- через личный кабинет страхователя на сайте: cabinets.fss.ru (в данном случае необходима регистрация на ЕПГУ).
Возможно ли распределение ролей между службами (кадровая, бухгалтерия) в АРМ «Подготовка расчетов для ФСС»?
Возможность распределения ролей в АРМ «Подготовка расчетов для ФСС» отсутствует.
А что такое личный кабинет страхователя?
Личный электронный кабинет страхователя выполняет следующие функции:
- получение данных ЭЛН, по его номеру и СНИЛС работника;
- просмотр электронных листков нетрудоспособности, вывод на печать;
- автоматизированное формирование электронных отчетов по заболеваемости сотрудников, с целью проведения профилактических мероприятий.
Кроме того, в личном кабинете страхователя формируется общая информационная база по всем вопросам взаимодействия его с Фондом социального страхования.
Чтобы работать в личном кабинете страхователя на сайте: cabinets.fss.ru организации потребуется регистрация на Едином портале государственных услуг.
Дает ли возможность личный кабинет иметь обратную связь с региональным отделением?
Да, используя личный кабинет, страхователь имеет возможность направить в региональное отделение Фонда официальное обращение и незамедлительно получить на него ответ.
Где работник может получить информацию о своих ЭЛН?
На сайте Фонда социального страхования Российской Федерации cabinets.fss.ru функционирует личный кабинет застрахованного лица, в котором он может не только просматривать свои больничные, полученные в электронном виде, но и назначенные и выплаченные ему пособия. Для просмотра информации в личном кабинете застрахованному лицу потребуется регистрация на Едином портале государственных услуг.